Меню
Текущая информация
О РОВСе
История РОВСа
Положение о РОВС
Журнал "Штык"
Рыцари Белого Креста
Военно-научная
Белая идея
Фотоальбом
Сеть Белого движения
Связь







АДМИРАЛ МАКАРОВ




Степан Осипович Макаров прошел путь от мичмана до вице-адмирала, был полярным исследователем, океанографом, изобретателем новых видов вооружений. Уже при жизни его называли последним выдающимся адмиралом российского флота. Неизвестно, как сложился бы ход русско-японской войны, если бы не его трагическая гибель…

27 декабря 1848 года в городе Николаеве Херсонской губернии в семье прапорщика флота (такой чин имели офицеры, служившие только на берегу) Осипа Федоровича Макарова родился очередной ребенок – Степан. Семья будущего адмирала была простой. Отец – фельдфебель суровых времен Николая I ставший офицером только за девять месяцев до рождения Степана. Мать – Елизавета Андреевна, была дочерью унтер-офицера, и образования не имела. Кроме Степана, в семье было два сына – Иван и Яков, и две дочери – Анна и Елизавета.

В возрасте девяти лет Степан теряет мать. Осип Федорович был суров нравом и держал детей в строгости. При случае мог и выпороть… В 1858 году отец получает назначение в Николаевск-на-Амуре. По дороге Макаровы заехали в Санкт-Петербург, где настойчивый Осип Федорович с большим трудом определил сыновей в морские учебные заведения на «казенный кошт». Младшему – Степану выпало ехать в Николаевское штурманское морское училище. Училище находилось в Николаевске-на-Амуре, куда семья добиралась долгих пять месяцев, и девятилетний Степан под строгим присмотром отца смог блестяще подготовиться к экзаменам. Училище было маленьким – два класса по шесть человек в каждом. Книги становятся главными друзьями детства маленького кадета.

В свое первое морское плавание двенадцатилетний кадет Макаров вышел в мае 1861 года на клипере «Стрелок» из Николаевска-на-Амуре в залив Де-Кастри и военный пост Дуэ. Затем последовали более длительные плавания по Охотскому морю к берегам Камчатки и Сахалина. Исключительные способности Макарова были на пятом году учебы замечены командующим Тихоокеанской эскадрой контр-адмиралом Казакевичем. Он назначает кадета для прохождения морской практики на боевых судах эскадры, а не на «штатских» судах, как других кандидатов в штурманы. Эскадренный командир адмирал Андрей Попов, познакомившись с Макаровым лично, переводит его на свой флагманский корвет «Богатырь» и приказывает столоваться у себя в адмиральской каюте.

В июле 1863 года эскадра совершает девятимесячное плавание к берегам Америки, посетив город-порт Сан-Франциско и Аляску. Плавание по Тихому океану дает штурманскому кадету очень много познаний в будущей флотской службе. Во время долгого похода Степан по своей инициативе усиленно изучает английский и французский языки, что дает ему возможность свободно общаться с американцами, удивляя всех грамотным произношением. Эскадра простояла в Сан-Франциско несколько месяцев и Макаров успевает отличиться при тушении берегового пожара, а также…влюбиться в одну американку. Здесь же, на флагманском «Богатыре» Степан начинает вести свой подробный личный дневник. После поступившего приказа о возвращении в училище для продолжения занятий, следует трогательная сцена прощания с экипажем «Богатыря». Адмирал Попов дарит Макарову свою фотографию в парадном мундире с орденами и надписью: «Моему молодому другу С.Макарову на память о приятных и в особенности неприятных днях, проведенных со мной. А.Попов.18 мая 1864 года». Прибыв в училище Макаров, переходит в старший класс и назначается фельдфебелем, что говорит о примерных знаниях и безукоризненной дисциплине. Также, ввиду недостатка преподавателей, ему поручено заниматься с младшими воспитанниками.

23 апреля 1865 года шестнадцатилетний Макаров оканчивает училище первым и в ожидании производства отправляется в плавание на пароходе «Америка». Макаров становится свидетелем снятия этого парохода с мели, что дало повод для написания первой в жизни научной статьи под названием «Описания работ по снятию с мели парохода «Америка». Затем следует годичное плавание по Тихому и Индийскому океанах на корвете «Варяг», что дает Макарову очередную штурманскую практику в условиях свирепых штормов. Его характеристика гласила: «В продолжение с лишком годовой службы на корвете Макаров выказал отличные познания по всем отраслям морского искусства, особенное усердие, старание и любознательность. …из любви к приобретению познаний Макаров присутствовал при всех астрономических и магнитных наблюдениях; кроме того, Макаров – юноша самого благородного и прекрасного поведения». А дальше новые плавания, которые закончились экзаменом в столичном Морском корпусе.

14 июля 1867 года Макаров производится в гардемарины с назначением на Балтийский флот. Вместе с производством в редакции журнала «Морской сборник» появляется и вторая статья Макарова, которая, на этот раз, вышла в свет – «Инструмент Адкинса для определения девиации в море». После последнего морского похода по просторам Атлантики, двадцатилетний Макаров 24 мая 1869 года становится офицером российского флота. Молодой мичман получает назначение вахтенным начальником на броненосную лодку «Русалка» Балтийского флота.

Свое первое отличие по службе Макаров получает за победу в шлюпочных гонках, а одна из аварий рождает новую статью «Исследования по непотопляемости судов», которая была напечатана в трех номерах «Морского сборника» в 1870 году. Макаров предложил для заделки подводных пробоин свой знаменитый впоследствии пластырь и сконструировал водоотливную систему. Это было уже больше, чем изобретение – целая научная система. Мичман Макаров впервые в истории мировой науки дал понятие непотопляемости корабля как одного из главных его боевых качеств. Статья наделала много шума даже в кабинетах Морского министерства. На обсуждении в Кораблестроительном отделении все проголосовали за внедрение изобретений Макарова, а молодой мичман получил поздравление с большим научным успехом. Так в морской толковый словарь вошел термин «пластырь Макарова».

А далее новое плавание на шхуне «Тунгус», где Макаров получает практику хозяйственника на должности судового ревизора. 1 января 1871 года Макаров совершенно неожиданно для себя и сослуживцев производится в чин лейтенанта «за отличие» и, получает 200 рублей наградных за мореходные труды в кругосветном плавании. Столь быстрое производство в следующий чин в мирное время было случаем из ряда вон выходящим.

Декабрь 1872 года – новый поворот в судьбе Макарова. Его вызывают в Петербург в распоряжение адмирала Попова для строительства нового броненосного флота. В течение последующих четырех лет лейтенант Макаров разрабатывает водоотливные системы для броненосных кораблей и в совершенстве осваивает кораблестроительное дело. Его очередные статьи в «Морском сборнике» привлекают не только специалистов и широкую читательскую аудиторию, но и пристальное внимание иностранных военных агентов. Мундир Степана Осиповича уже украшен орденами Св. Станислава и Св. Анны 3-х степеней. Лейтенант командируется в Вену на Всемирную промышленно-техническую выставку, где с успехом экспонирует пластырь «системы Макарова». В те годы Степану Осиповичу приходилось очень много плавать на различных судах Балтийского флота. Сослуживцы поражались его работоспособности и самоотдаче. На вопросы о личной жизни и чрезмерной занятости в своем деле он отвечал: «А если оно любимое? А если дело спорится? То тогда как мне поступать?».

Грянула русско-турецкая война 1877-1878 годов за освобождение Болгарии от турецкого ига. 27-летний лейтенант Макаров хлопочет о переводе на Черноморский флот, который еще только воссоздается, на любую корабельную должность. Он так и сказал: «Быть военным моряком и оставаться в стороне от большой, справедливой войны – не самая яркая строка в офицерском послужном списке». Макаров предлагает невиданные до того «партизанские» приемы борьбы на море - атаковать броненосные суда противника малыми и быстроходными судами с минами, действуя по ночам и возле берегов противника. Окончательное одобрение своих проектов Макаров получил от Великого Князя Константина Романова, генерал-адмирала и главы Морского ведомства. Степан Осипович получает в командование коммерческий пароход «Великий Князь Константин», который быстро превращает в военный корабль.

Первая минная атака на турецкие корабли, несмотря на всю лихость, закончилась неудачей, – подведенная под борт мина не взорвалась по техническим причинам. Однако Макаров не падает духом. 29 мая 1877 года «Великий Князь Константин» спускает на воду свои катера возле порта Сулин и производит атаку турецкого броненосца «Иджалие». Взрыв мины вывел из строя корабль противника до конца войны. Подрыв броненосца вызвал откровенную панику на многочисленной турецкой эскадре, которая стала спешно сниматься с якоря. За блестящую атаку лейтенант Макаров удостоился своей первой высокой боевой награды – ордена Св.Владимира 4-й степени с мечами. А победы следовали одна за другой: 6-9 июня - четыре транспортных корабля потоплены огнем орудий,19-23 июня – уничтожены шесть транспортных судов. В начале августа Макаров оказывает содействие отряду полковника Шелковникова, за что получает Золотое оружие. 12 августа на Сухумском рейде Макаров надолго выводит из строя красу и гордость турецкого флота броненосец «Ассари-Шевкет», за что получает орденСв. Георгия 4-й степени, повторно Золотое оружие – кортик и чин капитан-лейтенанта. Степан Осипович добивается получения и самодвижущихся мин Уайтхеда (так назывались тогда торпеды).

В ночь на 16 декабря 1877 года впервые в мире была произведена торпедная атака на броненосец «Махмудие». Атака не была успешной – одна торпеда прошла под днищем и застряла в береговом песке, а вторая раскололась от удара о цепь бонового ограждения и взорвалась под водой. Однако уже 13 января следующего года быстроходный турецкий корабль «Интибах» ушел ко дну, оказавшись первой жертвой торпедного оружия в мировой истории. К тому времени уже 28-летний капитан 2-го ранга Макаров получает чин флигель-адъютанта и причисляется к Гвардейскому экипажу. Российские газеты в боевых сводках с полей войны много писали о славных делах бесстрашного командира минного парохода. Пройдет совсем немного времени и, его назовут «дедушкой минного флота», а наиболее восторженные почитатели – «отцом миноносного флота».

К мнению капитана 2-го ранга уже прислушивались высокие чины из Морского ведомства России…

Уже после войны Макаров перевозит на своем пароходе части Русской Армии с Балкан в порты Черного моря. В один из рейсов его пассажиром был художник Василий Васильевич Верещагин, который возвращался с войны вместе с войсками. Они тепло расстались, не подозревая, что встретятся через шестнадцать лет…Здесь же он знакомится и со знаменитым генералом Михаилом Скобелевым. Но это было не последнее знакомство Макарова на борту своего судна. Увидев одну из своих пассажирок – красивую, элегантную девушку с прекрасными манерами Капитолину Николаевну Якимову, тридцатилетний капитан влюбляется уже безнадежно. В ноябре 1879 года аристократка Якимова становится женой Макарова.

За немалые труды по перевозке войск Макаров получает орден Св. Станислава 2-й степени и получает назначение начальником отряда миноносок 3-го и 4-го флотских экипажей Балтийского флота. Однако долго командовать не пришлось. Макаров едет на Каспий и принимает предложение генерала Скобелева возглавить всю морскую часть Ахал-Текинской экспедиции. Операция блестяще закончилась взятием крепости Геок-Тепе. При расставании Скобелев и Макаров обменялись самыми дорогими для офицера наградами – орденами Св.Георгия, став боевыми побратимами.

Макаров поступает в распоряжение посла России в Константинополе и становится командиром парохода «Тамань». Он полностью посвящает все свободное время океанографии и вскоре разгадывает старую загадку наличия двух течений пролива Босфор. Более того, изобретает прибор – флюксометр для изучения скорости течений и выпускает в свет свой получивший большую известность не только в России трактат «Об обмене вод Черного и Средиземного морей». Что же касается труда «Об изучении постоянных морских течений», то Макаров получает от Российской Академии наук неполную премию митрополита Макария в размере 1000 рублей. Премия давалась раз в два года лучшую работу по физико-математическим дисциплинам. 1 января 1882 года Макаров производится в капитаны 1-го ранга и назначается флаг-капитаном (начальником штаба) Практической шхерной эскадры Балтийского флота. В скором времени он принимает участие в организации перевозки целой пехотной дивизии на военных судах. Это была первая в истории парового флота учебная десантная операция. Россия в те годы разрабатывала новую кораблестроительную программу. В ноябре 1884 года в авторитетную комиссию для обсуждения вопроса «Об участии флота в обороне государства» от Морского ведомства включают и 35-летнего капитана 1-го ранга Макарова, в марте 1885 года сбывается его давняя мечта – назначение командиром современного броненосца «Князь Пожарский».

Теперь Степану Осиповичу не дают «засидеться» ни на одной должности. Его новаторство и активная деятельность необходимы повсюду. В мае 1886 года Макаров уходит в кругосветное плавание на только что построенном быстроходном корвете «Витязь». Пройдено 59269 миль по Атлантике, Тихому и Индийскому океанах. Летом и осенью 1887 года плавания по Японскому, Охотскому и Беринговым морям. Научным итогом «кругосветки» стал двухтомный труд по океанографии – «Витязь» и Тихий океан», удостоенный Российской Академией наук полной Макарьевской премии и золотой медали Российского Географического общества.

В январе 1890 года Макаров становится самым молодым контр-адмиралом Российского флота. Недолго пробыв в должности младшего флагмана Балтийского флота, Макаров назначается главным инспектором морской артиллерии. Именно он становится автором знаменитого изобретения – «макаровского» бронебойного колпачка, который приняли на вооружение все флота мира. Это изобретение выявило и полное бескорыстие Степана Осиповича. Он имел полное право по всем международным законам взять патент на уникальное изобретение в артиллерийском деле и нажить миллионы. Что ему и советовали окружающие. Макаров ответил как всегда просто: «Пусть мое изобретение достанется Отечеству, ведь я его служивый человек». Вскоре следует заграничная поездка для осмотра заводов, изготовляющих корабельные орудия и броню. Макарова везде принимают с исключительным почетом и уважением. Строевые должности сменяются научными исследованиями, публикации новых статей в «Морском сборнике» - экспедицией в Средиземном море и плаванием на Дальний Восток. Здесь «покоритель брони» с головой уходит в дело повышения боевой готовности военного флота России. Он налаживает боевую повседневную учебу, готовит инструкцию на случай военного конфликта. Мысли о русско-японской войне еще не витали в кабинетах Морского министерства, но вечно «беспокойный» Макаров уже активизирует сознание флотской общественности на этот счет. Его знаменитые «Рассуждения по вопросам морской тактики», вышедшие в 1897 году, актуальны и по сегодняшний день. В скором времени последовали переводы этого труда на английский, японский, испанский, итальянский, турецкий языки. В авторском предисловии есть так необходимые и современным офицерам строчки: «…Но войны теперь бывают редко и продолжаются недолго, между тем мир преобладает, и его условия отодвигают войну на второй план. Поэтому, каждый военный или причастный к военному делу человек, чтобы не забывать, для чего он существует, поступал бы правильно, если бы держал на видном месте надпись: Помни войну, принятую нами в девиз настоящего труда». Макаровское творение стало настольной книгой не одного поколения моряков и вызвало самый бурный интерес у офицеров флота. Под этим же девизом проходили и его лекции по тактике в 1896 году в Кронштадском морском собрании и их последующие обсуждения. Каждодневная служба Макарова шла своим чередом, оставляя всякий раз ему очень мало времени для личной жизни. Он жил так, как потом откровенно скажет: «В море – дома, на берегу – в гостях».

В августе 1896 года следует производство в вице-адмиралы и назначение старшим флагманом на 1-й флотской дивизии Балтийского флота. Но и в этом чине его научная деятельность не оканчивается. Он принимает построенный заграницей новейший ледокол «Ермак» и приводит его в Кронштадт о чем срочно телеграфирует Государю. Ответная телеграмма не заставила себя ждать: «Поздравляю вас с приходом в Кронштадт в это время года, радуюсь вместе с вами блестящему осуществлению вашей мысли. Николай». Уже в первый год своего существования «Ермак» полностью окупает себя различными спасательными операциями. В мае 1899 года ледокол выходит в первое арктическое плавание. Научным руководителем экспедиции назначен вице-адмирал Макаров, избранный до этого членом-корреспондентом Главной физической обсерватории. Приказом по флоту от 18 декабря 1899 года вице-адмирал Макаров назначается главным командиром Кронштадтского порта, начальником гарнизона и военным губернатором города Кронштадта. Степан Осипович получает весьма высокую и почетную должность в Русском Императорском флоте. Адъютант Макарова вспоминал: « День адмирала начинался с шести с половиной утра; в 7 часов, самое позднее в 7 с половиной, он сидел уже у своего рабочего стола, очень часто в это время я уже получал от Степана Осиповича распоряжения или запросы по телефону. До девяти с половиной или 10 часов утра был доклад правителя канцелярии по делам военного губернатора и доклад полицмейстера…С 10 часов утра адмирал выезжал либо в экипажи, либо в порт, либо в специальные классы…завтракал адмирал около 1 часа дня, после еды никогда не ложился, выкуривал сигарету и полчаса просматривал газету…Доклад начальника штаба порта, капитана над портом, медицинского инспектора и других лиц непрерывно с 2 часов до 6 с половиной часов вечера и с 8 до 10 часов. На обед( в 5 часов 45 минут Макаров принимал душ и шел обедать) полагался час, долго сидеть за столом адмирал не любил, но не стеснял домашних, в определенное время вставал один и уходил к себе в кабинет…Все лекции в Морском собрании, в специальных классах и где бы то ни было в Кронштадте всегда посещались адмиралом…».

Многолетняя военная служба выработала у Степана Осиповича приверженность к строгому распорядку дня. Засыпал он сразу, как ложился – всегда в любых условиях. Это считалось им совершенно необходимым условием для военного человека, сон которого в любую минуту может прервать сигнал тревоги. В половине двенадцатого ночи Макаров пил чай и ложился спать ровно в час ночи. Писал он только в копировальную тетрадь и только остро отточенным карандашом. В такие часы его мог беспокоить только один человек – старый денщик из матросов Иван Хренов, служивший у адмирала еще со времен кругосветки на «Витязе». В распорядке дня обязательно присутствовала и физкультура. Степан Осипович обладал от природы большой силой, регулярно занимался гимнастикой, хорошо плавал, любил грести на шлюпке. На всех кораблях, где он служил, организовывались шлюпочные гонки, стрельбы, фехтование и гимнастика. Его поистине отцовская забота о здоровье и питании нижних чинов вылились во всеобщую любовь к нему. Он мог покурить с матросами махорку и никогда не садился за офицерский стол, не сняв пробы с пищи для рядовых. Матросы о нем: «Борода», «Наш старик», «Отец наш». Можно ли пожелать любому командиру чего-либо более? Вместе с тем, Макаров слывет строгим, суровым и даже придирчивым во всем, что касалось службы, дисциплины, внешнего вида подчиненных.

Макаровская школа воспитания являлась, по сути, продолжением традиций Суворова, Ушакова, Скобелева. Хорошо зная военную историю России и понимая ее огромную роль в воспитательном процессе, Макаров прививает любовь к ней у матросов и офицеров. Пребывая на своей хлопотливой должности, Макаров продолжает печататься. В 1901 году выходит немалым по тем временам тиражом в 2000 экземпляров его книга «Ермак» во льдах», доклад «О непотопляемости судов и ее обеспечении», научные работы «Броненосцы или безбронные суда?», «Без парусов». Как всегда, публикации вызывают немало дискуссий на флоте и профессиональную заинтересованность за рубежом.

Приближался 1904 год. Еще за десять лет до начала русско-японской войны 1904-1905 годов Макаров обращал внимание Морского министерства на приближение военного конфликта на Дальнем Востоке. Он указывал на необходимость усиления боевой мощи русского Тихоокеанского флота, слабость его базирования, неподготовленность к войне порта и крепостных укреплений Владивостока. Но к макаровским предостережениям не прислушались ни тогда, ни в преддверии самой войны…С началом войны общественное мнение было единодушным: «Адмирала Макарова в Порт-Артур!». Сам Степан Осипович говорил с горечью своему окружению: «Сегодня я предпочел бы служить не в Кронштадте, а в Порт-Артуре…».

1 февраля 1904 года вице-адмирал Макаров специальным нарочным из Зимнего дворца получает Высочайшее уведомление о том, что Государь Николай II назначил его командующим Тихоокеанским флотом. Сборы были короткие, прощание с семьей непродолжительное. Через три дня новый командующий уже ехал сибирским экспрессом на Дальний Восток. Командовать он начинает уже в поезде - по телеграфу Макаров добивается улучшения снабжения порт-артурской крепости углем, боеприпасами, а также хорошо зарекомендовавшими себя на других флотах офицерами. Утром 24 февраля флаг командующего взвился на мачте быстроходного крейсера «Аскольд» в Порт-Артуре. На боевых кораблях эскадры такой жест оценили по достоинству – жди активных наступательных действий. Макаров налаживает ремонт поврежденных в первую ночь войны кораблей, знакомится с командирами всех судов, с системой сухопутной обороны, организует постановку мин в море. Первые же приказы, касающиеся сохранения военной тайны, японская разведка ощутила сразу, – поток разведывательной информации о порт-артурской эскадре сошел почти на нет.

Соотношение сил на море было явно в пользу японцев и, решится на наступательные действия, мог флотоводец, который твердо верил в боевой дух экипажей, их выучку и свой талант. Уже на второй день после прибытия Макарова в Порт-Артур в море выходят шесть миноносцев и в артиллерийском бою с миноносцами противника одерживают первую победу! Макаров сам выходил в море на крейсере «Новик». В порт-артурской крепости и, прежде всего в корабельных экипажах заговорили: «Сам пошел в бой. Не убоялся. Есть теперь кому эскадру в бой вести…». После перекидного огня кораблей противника по внутренней гавани Порт-Артура, Макаров срочно организует ответные меры. Когда броненосная эскадра адмирала Того вновь появилась с расчетом безнаказанно нанести очередной урон, она неожиданно подверглась обстрелу с дистанции 15 километров. В самом начале огневого боя один из русских тяжелых снарядов угодил в эскадренный броненосец «Фуджи». Командир корабля погиб. Японская эскадра отошла…Матросы говорили: «Значит, не боится наш Дедушка японской армады. Хорошо придумал вести огонь через гору». По ночам в иллюминаторах адмиральской каюты на броненосце «Петропавловск» допоздна горел свет. Степан Осипович готовил подробнейшую «Инструкцию для похода и боя». Макаров показал себя в русско-японской войне и подлинным мастером организации разведки на море. Его деятельность в этой области тщательно изучалась перед Первой мировой войной.

В последние февральские дни 1904 года Макарова ожидала приятная встреча. В Порт-Артур прибыл в творческую «фронтовую» поездку художник-баталист Верещагин. Произошла теплая встречи давних знакомых и Верещагин принял предложение Степана Осиповича быть его гостем на «Петропавловске».

В ночь на 31 марта 1904 года по приказу командующего флотом в море вышли восемь миноносцев с задачей осмотреть стоянки на островах Эллиот и в случае обнаружения десантных сил японцев – атаковать. Осмотрев стоянки, русские корабли взяли обратный курс на Порт-Артур. Однако ночью из-за сильного ливня один из кораблей отстал и встретив группу японских миноносцев принял их за своих и встал в общий строй. Утром миноносец поднял Андреевский флаг и обнаружилась страшная ошибка, которые случаются на войне. Миноносец «Страшный» принял бой один против шести кораблей противника. Получив известие об этом, Макаров немедленно высылает помощь, а затем на внешний рейд стала выходить вся эскадра. «Петропавловск» вышел на внешний рейд в 7 часов 15 минут. В 8 часов 40 минут стала видна эскадра основных сил противника. Соотношение сил было не в пользу Русского флота и Макаров принимает решение дать бой под прикрытием сильных береговых батарей Порт-Артура. В 9 часов 30 минут русские корабли находились в двух милях от берега и выстраивались в боевую линию. Все ожидали приближения неприятельской эскадры и начала боя. Адмирал Макаров был полон решимости дать в этот день генеральный бой флоту адмирала Того.

9 часов 43 минуты. У правого борта «Петропавловска» раздался взрыв. Над броненосцем мгновенно вырос громадный, раза в два превышающий его высоту, столб черно-бурого дыма и пламени, который совершенно окутал корабль. Затем под мостиком корабля раздался еще один взрыв – более мощный и звучный. Из середины «Петропавловска» выплеснулась масса огня с желто-зеленым и бурым дымом. Фок-мачта всей тяжестью обрушилась на развороченный мостик, где ничком лежал в крови вице-адмирал Макаров. В 9 часов 45 минут броненосец быстро уходил под воду объятый пламенем…

Погиб и Василий Васильевич Верещагин, так и не успев закончить начатый портрет Макарова и унеся на дно моря все свои порт-артурские работы…По заключению Морского технического комитета броненосец коснулся мины(или минной банки – нескольких мин сразу), что привело к первичному взрыву и последующей детонации в снарядах и минах самого корабля. Россия потеряла будущее своего флота и уже 31 марта проиграла русско-японскую войну…

В 1913 году Степану Осиповичу Макарову в Кронштадте был сооружен памятник работы замечательного скульптора Шервуда, который изобразил его в виде былинного ратоборца Ильи Муромца. На памятнике начертано: «Помни войну!».

Представитель РОВС-а в Киеве Родин И.В.


Кiевскiй телеграфъ - 2005. - 23-29 сентября,





Хостинг от uCoz

На главную