Меню
Текущая информация
О РОВСе
История РОВСа
Положение о РОВС
Журнал "Штык"
Рыцари Белого Креста
Военно-научная
Белая идея
Фотоальбомы
Сеть Белого движения
Связь


Унтер-офицерский вопрос




Нет смысла говорить о важности полноценной подготовки унтер-офицеров. В любой нормально функционирующей армии эта категория командного состава непосредственно отвечает за одиночную подготовку солдата. Более того, без этой категории такие армии обойтись не смогут ни при каких обстоятельствах, а вот без части младших офицеров смогут. Каким же мы хотим видеть и каким должен быть современный унтер-офицер? Вот вопрос, который должен быть решен на все 100% в будущей Русской Национальной Армии. Видится совершенно справедливым оставить процесс подготовки полковых унтер-офицерских кадров в самом полку, т.е. примерно, так как это было в Русской Императорской Армии. После завершения одиночной первичной подготовки и полугодичной адаптации молодых солдат в полку, каждый командир роты отбирает по своему усмотрению необходимое число солдат для направления в полковую учебную команду. Курс обучения команды должен включать в себя изучение уставов, стрельбу из всего оружия роты, вождение боевой техники роты и автомобиля, глубокое изучение методики обучения нижних чинов, психологию, военное законодательство, инженерное оборудование позиций и сооружение полевых укрытий легкого типа, медицину, строевую и физическую подготовку, историю своей части, тактику за отделение и взвод. Причем тактика за взвод должна проходиться в полном объеме, поскольку любой командир отделения должен уметь заменить в бою командира взвода.

Практика показывает, что продолжительность обучения по такой программе составляет не менее 11 месяцев. Учебная команда должна иметь свое помещение и начальника школы в чине не ниже капитана, а сам учебный процесс находится под наблюдением одного из штаб-офицеров. После сдачи экзаменов с участием дивизионных и корпусных (армейских) представителей, вновь произведенные младшие унтер-офицеры должны направляться в свои подразделения для дальнейшего прохождения службы. Как и ранее, такая категория унтер-офицеров будет именоваться 2-ом разрядом. Они смогут расти до заместителя командира взвода включительно и до звания старший унтер-офицер соответственно. Курс обучения для категории «срочной службы» и тех, кто пожелал с момента окончания обучения в команде перейти в категорию «кадровых» унтер-офицеров, безусловно, одинаков. Разница должна быть после обучения. Те, кто подпишет контракт на дальнейшую службу в рядах войск на срок не менее трех лет в качестве унтер-офицера, должны получать достаточное денежное содержание и ряд льгот. К примеру, жить вне расположения казармы, кроме дней, когда необходимо быть в наряде. Дальнейший процесс усовершенствования унтер-офицеров и переход их в 1-й разряд должен проходить уже в дивизионной унтер-офицерской школе, которая может быть уже не постоянно функционирующей частью, а открывающейся по мере надобности. Однако в этом моменте полагаю необходимым ввести коррективу. Для придания наибольшей степени серьезности, ответственности, обеспечения, качества и однообразия обучения, такие школы есть смысл сделать все же окружными. Таким образом, в округе будет одна унтер-офицерская школа с отделами по родам войск.

Для прохождения обучения в таких школах должны направляться заместители командиров взводов, которые занимают свою должность не менее года, имеют отличные аттестации и прошли отборочный конкурс в своей части. Если число вакансий в том или ином году не превышает количество претендентов, то отборочный конкурс можно не проводить и направлять всех желающих. Однако последние должны полностью соответствовать занимаемым должностям. Программа окружной унтер-офицерской школы должна быть построена таким образом, чтобы, повторив кратко курс командования взводом, перейти к ротной тематике и подготовить в конечном итоге унтер-офицеров способных командовать ротами. Это и будет уже 1-я категория унтер-офицеров, которым можно доверить командование третьими (по порядку в роте) взводами мотострелковых рот, пулеметными, противотанковыми и пулеметно-противотанковыми взводами, а также занимать должность фельдфебеля. Они смогут расти в званиях до фельдфебеля и подпрапорщика. Кроме того, мы получаем в полном смысле слова скрытый офицерский резерв. В случае войны эта категория унтер-офицеров должна автоматически производится в первый обер-офицерский чин – прапорщика, и иметь право роста до штабс-капитана по чину и до командира роты по должности, включительно. После войны, эта категория остается в полку в полученных за время войны чинах и должностях до выслуги предельного возраста для обер-офицеров и выходит в отставку, или сдает экзамен за курс военного училища и приобретает права кадрового офицера. Т.е. реально необходимо будет сдать курс тактики за батальон.

Все выдвижения всех категорий унтер-офицеров на вышестоящие должности, а также как кадровых, так и срочной службы, должны проходить по условиям для офицеров. Таким образом, не только в офицерской среде, но и среди младших командиров на высших унтер-офицерских должностях мы будем иметь самых достойных. Есть еще один нюанс. Это – экономия государственных средств. Как в Русской Армии, так и в советской наблюдался один и тот же процесс,– все категории военнослужащих проходили весь курс обучения в военном училище для получения первичного офицерского чина. Полагаю это совершенно несправедливым. К примеру, для чего подпрапорщику, который окончил окружную унтер-офицерскую школу проходить полный курс военного училища? Это уже и так на ⅔ офицер, который реально командует взводом, а мы садим его «за парту с первоклассниками». Полагаю для такой категории унтер-офицеров сделать особый – сокращенный курс обучения только по тем темам и предметам, которые не входили в курс окружной школы и, безусловно, всю культурно-образовательную программу училища. Тем самым мы получаем офицера прошедшего полный курс военного училища и экономим народные средства. В современной прессе звучали слова о гарантированном праве сверхсрочных или, как называются в данной статье, кадровых унтер-офицеров на поступление в военное училище. Видится целесообразным установить единый срок выслуги в звании унтер-офицера для приобретения права на поступление в военное училище – 1 год. Когда же поступать конкретно – через год или гораздо позже, пусть определяет для себя сам унтер-офицер. Экзамены для унтер-офицерской категории должны быть по физической подготовке и тактике. Итак, военные училища должны иметь более гибкие программы для разных категорий военнослужащих с разными степенями военной подготовки. Что касается вопроса очередности при самом поступлении, то он видится следующим. В первую очередь в училища идут выпускники кадетских корпусов без всяких экзаменов. Следующая категория - это кадровые унтер-офицеры 1-й разряда, кадровые унтер-офицеры 2-го разряда, унтер-офицеры срочной службы, солдаты срочной службы. Поступающих с «гражданки» быть не должно вообще, так как пора давно решить вопрос об обязательной годичной службе в строю для всех кандидатов в военные училища. Необходимо остановиться и на кадетах. Видится целесообразным направлять их на кратковременные стажировки в войска для практического познавания солдатской службы. Это может быть один летний месяц в году, что даст в сумме за семь лет семь месяцев чисто солдатской службы. В младших классах корпусов это будет больше познавательно-духовный процесс, а в старших – уже полное исполнение солдатских обязанностей (с небольшой скидкой на возраст).

Квартирный вопрос унтер-офицеров должен быть решен также на уровне офицерского. Т.е. рядом с домом для семей офицеров должен стоять дом для семей унтер-офицеров. Для проведения досуга, как самими унтер-офицерами, так и членами их семей, необходимо открыть унтер-офицерские клубы, похожие в какой-то мере на офицерские собрания. Тем самым мы повысим статус унтер-офицера не только на службе, но и вне ее. Несмотря на дополнительные единоразовые расходы, унтер-офицерские клубы – это уже давно назревшая необходимость. Тем более что все внутренние вопросы клуба будут решаться самими унтер-офицерами (членские взносы, устав, наличие тех или иных видов развлечений, наличие библиотеки, выписка периодики и т.п.).

Безусловно, предложенные меры заработают только в одном случае – если мы перестанем по примеру советской армии смотреть на унтер-офицера как на здоровенного дядьку с одной извилиной в голове и с пудовыми кулаками. Эта совершенно изжившая себя практика должна вспоминаться только с точки зрения того, как не должно быть. Все виды унтер-офицерского образования должны работать в полную силу, без всякого «отбытия номера». Необходимо забыть и еще одну порочную практику прошлых лет – производство в унтер-офицеры без прохождения курса полковой учебной команды. Такие производства можно допускать как исключения только на большой войне при реальной нехватке унтер-офицеров.

Вопросы разрешения брака для унтер-офицеров нуждаются, безусловно, в серьезном обсуждении. Однако видится разумным допускать их, начиная с 25-летнего возраста, но не ранее. Т.е. дать унтер-офицеру временной задел, чтобы он смог в спокойной обстановке и не обремененный семейными проблемами стать к возрасту в котором разрешен брак, унтер-офицером 1-го разряда. Тем самым он сможет более полно обеспечить свою семью материально, стать на ноги в служебном отношении и в конечном итоге навсегда свяжет свою жизнь с армией и родным полком.

Представитель в г.Киеве Отдела РОВС-а в России подпоручик Родин И.В.



Хостинг от uCoz

На главную