|
О чинопроизводстве и аттестациях
Думается, что с вопросом объективного продвижения наверх самых талантливых офицеров сталкивалась каждая армия. Безусловно, и наша – Русская Императорская Армия проделала большой путь проб и ошибок и по вопросу, по крайней мере, военного образования подошла к оптимальному решению. Однако, всем известен «мертвый» принцип старшинства, особенно при крупных назначениях, который по-прежнему свято соблюдался в нашей армии.
В свое время автор статьи, мучительно рассуждая на эту тему, пришел к выводу о неизбежности т.н. «спортивного» принципа продвижения офицера по служебной лестнице. Прочтя со временем некоторые мысли русских офицеров Генерального Штаба на эту же тему еще за 1906 год, честно признаюсь, понял что, выдумал «велосипед». Но важно другое – вывод безусловно верен.
Не претендуя на исключительную правильность всех своих мыслей, считаю необходимым поделиться с читателями нашего журнала сущностью упомянутого «спортивного» принципа. Суть такого продвижения по служебной лестнице заключается в том, что все кандидаты на вакантную вышестоящую должность проходят через программу специальных теоретических и практических испытаний, в результате которых, занимает должность тот, кто набрал наибольшее количество баллов. Как это видится на практике? Начнем, безусловно, с обер-офицеров. Все прибывшие в часть из военных училищ офицеры приобретают право на участие в конкурсах только после годичного пребывания в должности, что явится их офицерским становлением. При открывшейся вакансии, к примеру, заместителя командира мотострелковой роты, командир полка отдает приказ о проведении конкурса на эту должность. В конкурсе имеют право принимать участие все командиры мотострелковых взводов, которые, как уже упоминалось, прослужили в офицерских чинах не менее года. Соответственно, при освобождающейся должности заместителя командира инженерно-саперной роты, в конкурсе принимают участие только офицеры-командиры инженерных и саперных взводов и т.д.
Какой видится программа испытаний для командиров мотострелковых взводов? Первый тур – это соревнования по личной боевой подготовке. Суда входит: а) марш-бросок, б) вождение автомобиля и боевой машины, в) стрельба из всего оружия роты. Второй тур – решение тактических задач всех типов за взвод по карте и в поле. Третий тур – решение тактических задач за роту по карте и в поле.
Мы подошли к еще одному важнейшему вопросу – состав приемной комиссии. Учитывая величину армии России в любой период её существования, вряд ли возможен вариант единой централизованной комиссии. Поэтому, её состав видится следующим: 1) представитель военной прокуратуры, 2) представитель корпуса жандармов, 3) представители дивизии, 4) представители корпуса (армии). Первые два представителя осуществляют надзорные функции за соблюдением полного соответствия работы комиссии положениям военного законодательства на эту тему и полной объективности при оценках и подведении итогов. Впоследствии, эти два представителя пишут отдельные отчеты со своим мнением о работе комиссии и представляют их каждый по своему ведомству. Остальные представители осуществляют всю собственно работу комиссии и несут персональную ответственность за свои решения. Председателем комиссии назначается один из представителей от корпуса (армии) приказом командира корпуса (армии). В случае если среди кандидатов на вышестоящую должность окажется родственник члена комиссии, то последний обязан немедленно сообщить об этом председателю комиссии. Председатель осуществляет замену запасным членом комиссии.
Комиссия руководствуется в основном результатами второго и третьего туров, после чего приступает к рассмотрению аттестации победителя конкурса. Аттестация составляется ежегодно на каждого обер-офицера – командиром батальона или командиром роты(когда рота отдельная), а на командиров отдельных подразделений – непосредственно командиром части. Остановимся на аттестации более подробно. Ее составление должно начаться еще во время учебы в кадетском корпусе, продолжаться в военном училище и во время годичной службы в качестве солдата. В этот период в личное дело каждого будущего офицера должно поступить его полное психологическое исследование(проводится опытными врачами при поступлении в кадетский корпус или в качестве кандидата в военное училище). В последующем личное дело должно раз в год пополняться подробными сведениями о личности данного военнослужащего. Таким образом, аттестация должна являться своеобразной историей поведения и личных качеств человека носящего погоны прежде всего. В дальнейщем аттестация уже раскрывает нам служебные качества офицера. Аттестация должна давать исчерпывающие характеристики офицера как человека, как офицера занимающего конкретную должность, соответствие должности, подчеркивать слабые и сильные стороны характера и служебной деятельности, отношение к спиртным напиткам, состояние здоровья, отношение к самообразованию по военным и прочим вопросам, отношение к подчиненным и степень заботы о них, владение методикой обучения, действия на учениях и маневрах, мнение командира о выдвижении на вышестоящую должность. При этом видится необходимым ввести коллегиальное составление аттестаций особой комиссией при командире части, в которую должны входить практически все штаб-офицеры. Командир части обязан выслушать мнение всех, после чего провести тайное голосование среди членов комиссии на предмет выявления единого мнения об аттестуемом. Такое мнение однако, является советом командиру, поскольку только он несет полную ответственность за объективную аттестацию. Вместе с аттестацией рассматриваются и все документы по боевой подготовке вверенного офицеру взвода. Помимо этого, все члены комиссии проводят личные беседы с различными категориями офицеров и нижних чинов части, на предмет выяснения истинного отношения к победителю конкурса в части. Результаты бесед являются строго конфиденциальными сведениями. Полученной информацией члены комиссии пользуются между собой без упоминания конкретных фамилий источников. Члены комиссии должны знать, что в случае разглашения этих сведений другим лицам, их ждет увольнение из армии с понижением на один чин.
В случае явного несоответствия аттестации тому, что реально показал офицер на конкурсе, т.е. явно предвзятого отношения к нему со стороны его непосредственного командира или командира части, председатель комиссии обязан назначить служебное расследование с докладом об этом командиру корпуса (армии). По результатам расследования должны приниматься самые жесткие меры к допустившим предвзятость начальникам. Таким образом, мы должны отучить самодуров от их пагубных привычек и заставить их писать о людях только то, что есть на самом деле.
Безусловно, к концу испытаний с равным количеством баллов могут придти и несколько человек. В таком случае видится необходимым провести и четвертый конкурс – решение тактических задач на карте и в поле уже за батальон или дополнительные задания за роту. Также, при явно равных способностях офицеров, члены комиссии должны очень скрупулезно подойти к аттестациям и характеристикам со стороны сослуживцев. Вряд ли стоит выдвигать наверх человека с явно «тяжелым», неуживчивым или малодоступным характером, если есть ничем не худший в военном отношении претендент, но с явно иными характеристиками.
Говоря о штаб-офицерах, можно уже исключить из конкурса практически весь первый тур. Однако, по опыту Русской Армии, видится совершенно необходимым ввести дополнительную подготовку офицера при постановке на первую штаб-офицерскую должность, т.е. уже на должность начальника штаба батальона. Эта подготовка была бы своеобразным промежуточным звеном между училищем и академией. И без таковой участие офицера в конкурсе на выдвижение на первую штаб-офицерскую должность было бы невозможным. Встает вопрос о степени серьезности и продолжительности такой подготовки. Оптимальным вариантом видится Офицерская школа соответствующего рода войск, в которой офицер повторил бы все, чему его обучали в училище за батальон, и прошел бы курс командования полком. Также, ему необходимо пройти и курс по штабной работе. Продолжительность такой учебы составляла бы год максимум. Максимально возможная должность после такой школы – заместитель командира полка. Для занятия должности полкового командира, безусловно, необходимо уже закончить академию, поскольку хороший командир полка - завтрашний командир дивизии.
Очевидно, что чем выше вакантная должность, тем представительней и требовательней должна быть комиссия. Все генеральские должности должны проходить уже по Высшей аттестационной комиссии с очень жесткой системой государственного контроля. Также, каждый офицер должен занимать ту или иную должность определенное, выверенное с военно-научной точки зрения время, ранее истечения которого, он не может допускаться к участию в конкурсе на вышестоящую должность. К примеру, видится целесообразным командование взводом не менее года, ротой – не менее двух лет, батальоном – не менее трех лет. Данные ограничения, естественно, отпадают в военное время.
Все предлагаемые меры сводятся к тому, чтобы мы, наконец, перестали производить в генералы будущих «трупоукладывателей», чтобы мы перестали бесконечно менять в случае войны командующих армиями и фронтами лихорадочно ища способных и талантливых. Сколько же можно решать все военные проблемы исключительно кровью наших солдат? Кому как не нам – офицерам РОВС-а не знать, что проигранные войны расшатывают основы самого крепкого до войны государства. Предлагаемая система, на взгляд автора, обеспечит поиск и выдвижение самых достойных офицеров еще на самом раннем этапе их службы. Она же должна превратится в безусловное правило и для высших должностей. Командиры всех степеней четко усвоят то, что их личные притязания на того или иного офицера уже не играют никакой роли. Их задача – исключительно объективно оценить офицера в аттестации, в противном случае их ждет служебное расследование и жесткое наказание. Да, они не будут играть прежней роли в служебном росте офицера, но смогут быть всегда уверены в том, что получают в качестве победителя конкурса лучшего. Однако, лучшего для службы и боя, а не лучшего по угодливости характера.
Касаясь вопроса собственно чинов, полагаю, что «подарочных» чинов остаться не должно вообще. Поэтому предложил бы и чин поручика давать только по достижении должности заместителя командира роты, штабс-капитана – командира роты, капитана – при назначении начальником штаба батальона, подполковника – командиром батальона, полковника – командиром полка и т.д.
Необходимо рассмотреть вопрос, который поневоле может возникнуть при отдаче старшинства в чинах. К примеру, офицер в чине поручика и занимающий должность зам. ком. Роты выслужил положенные 4 года для производства в чин штабс-капитана, но быть произведенным в сам чин не может, поскольку не занимает должности командира роты за отсутствием вакансий. В таком случае, при победе на первом же конкурсе при открывшейся вакансии командира роты, он автоматически получает чин штабс-капитана со старшинством со дня выслуги упомянутых 4-х лет. Таким образом, он не теряет «переслуженное» время в предыдущем чине, а оно идет ему в зачет службы в следующем чине. Однако такое можно допустить только в приведенном примере. Все остальные уже теряют свои переслуженные года.
Возникает еще один существенный вопрос, – что делать при обычной для всех армий нехватке обер-офицеров, а порой и штаб-офицеров? В таком случае можно в конкретно взятой части назначать на вышестоящую должность офицера без конкурса и с приставкой «исполняющий обязанности». После же проведения конкурса в другой части по аналогичной должности, направлять офицера занявшего второе место для занятия этой должности вместо «исполняющего обязанности». Естественно, если офицер не возражает против перевода в другую часть. В данном случае, также, старшинство отдается со дня выслуги лет для производства в следующий чин (если таковая выслуга есть). По традициям Русской Армии, такие переводы должны быть в пределах желательно одной дивизии.
Безусловно, что новый принцип производства и выдвижения не понравится, особенно вначале, довольно многим. Не секрет, что многие офицеры в той же советской армии «дождались» и «досиделись» до своих должностей. Новый принцип исключает это полностью. На мой взгляд, пора отказаться от мнения, что, выйдя из стен училища, офицер сел в трамвай под названием армия, который довезет его до конечной остановки – подполковничьего чина. Действительно, при предлагаемой системе карьера одних пойдет значительно быстрее, а других значительно медленнее. Однако – кто чего заслуживает…
Талант и способности каждого офицера должны стать навсегда основой для его быстрого служебного роста. Выдвижение «по удостоению начальства» канут в лету и, на всех должностях будут стоять офицеры, служебный авторитет которых не будет подвергаться ни малейшему сомнению.Поручик Родин И.В.
|